Эссе издателя Михаила Иванова* опубликовано на сайте
http://web.rambler.ru/post/chto-budet-s-knigami-cherez-10-15-let/
Будущее книжной индустрии, которое сейчас активно обсуждают все игроки этого рынка, довольно легко предсказать, наблюдая за развитием индустрии музыки. Уже через 10-15 лет все книги будут продаваться в электронном формате, что кардинально изменит структуру отрасли и роль издательств. Вероятно, в Штатах это произойдет значительно быстрее.
К этому времени произойдет следующее:
1. Создано удобное и доступное устройство для чтения электронных книг.
2. Создана единая удобная платформа для публикации и продажи книг.
3. Выработан единый формат распространения электронных книг.
4. Появится массовая привычка покупать и читать электронные книги.
5. Будет изменено законодательство по защите авторских прав.
Устройство для чтения
Несмотря на то, что уже существует технология электронных чернил, при которой чтение на устройставах идентично чтению на бумаге, все существующие устройства имеют следующие недостатки:
1. Дороги — примерно 300 долларов.
2. Имеют маленький экран.
3. Черно-белая цветность.
4. Не подключены к единому хранилищу книг (за исключением Kindle от Amazon).
Кроме того, все еще идет война форматов — у Kindle и Sony они разные. Судя по всему, как и в музыке, победит единый открытый формат.
Все эти проблемы будут решены, и, видимо, Amazon, Sony, Apple или другой игрок уже скоро смогут создать удобное и недорогое устройство.
(Интересный факт. Магнитофоны первого поколения стоили в Штатах 30 тыс. долларов в пересчете на сегодняшние деньги. А в моей семье мы когда-то поменяли видеомагнитофон на сад в 10 соток с домиком!)
Уже сейчас в Штатах Kindle постоянно подключен по сотовой сети к магазину Amazon.com, где можно совершать покупки в один клик, а также к «Википедии». Кроме того, у Amazon недавно появилось устройство Kindle DX с вдвое большим экраном и расширенной памятью. Память не является проблемой. На Kindle DX можно хранить 3,5 тыс. книг, что примерно втрое превышает объем библиотеки средней семьи. С таким устройством нет проблемы с перегрузом из-за книг, которые вы берете в отпуск.
Стоит отметить, что за счет технологии электронных чернил уже решена проблема жизни батарейки. Так, например, без подзарядки Kindle может работать много дней.
Платформа
Платформа для закачи и продвижения книг является ключем к этому рынку. iStore (онлайн-магазин компании Apple, доступен в приложении iTunes. — Ред.) создал очень удобную платформу для продажи музыки, которая де-факто стала стандартом, и тем самым замкнул рынок на себя. Amazon создает похожую платформу для продажи электронных книг. Правда, пока ни Amazon, ни iStore не решили проблему с международными правами. Например, сейчас из России или Франции нельзя легально купить электронные книги и музыку в американском iStore. Но решение этого вопроса — дело времени.
Суть платформы состоит в том, что, с одной стороны, каждый человек сможет продавать свой контент, а с другой — этот контент будет очень удобно оценивать и покупать.
Для продвижения книг авторы смогут вести блоги, закачивать видео и отвечать на вопросы читателей. Читатели смогут оставлять свои отзывы и обмениваться мнениями о книгах. И все это уже есть на Amazon.
Переломный момент
Переломным моментом в переходе на электронные книги станет массовый переход школ на них. Используя такую технологию, государство сможет значительно сэкономить на печати и доставке учебников. Особенно в России.
Электронная книга для школьников будет рассчитана на 3-5 лет использования. Каждый год с помощью интернета в устройства будут закачиваться новые учебники, методические материалы, словари, энциклопедии, тесты. Внутри будет реализован удобный поиск. Прямо сейчас в Конгрессе США идет обсуждение такой программы.
После школ на электронные книги перейдут университеты. На устройстве можно будет не только читать книги, но и смотреть учебные курсы, а также выполнять тесты как в онлайновом, так и в офлайновом режиме.
Кроме того, устройство будет заменять электронный дневник. Возможно, в него будет встроен почтовый агент.
Массовые государственные закупки позволят кардинально снизить стоимость устройств и усовершенствовать технологию. И что еще более важно, создадут образец потребления электронных книг. Дети, получившие опыт работы с электронной книгой, уже не будут воспринимать бумажный формат.
Изменение роли издательств, авторов и литературных агентов
В новой реальности издательства потеряют монополию в донесении книг до магазинных полок. Авторы будут напрямую заключать договора с платформой на условиях, при которых автор будет получать 20-80% выручки магазина от продажи его книги.
Для заведения книги в систему будет достаточно завести аккаунт и заполнить требуемые формы. Любой автор может начать продавать свои книги в онлайне. И уже от его таланта будет зависеть успех книг.
Система будет полностью автоматизирована, как сейчас Google AdWords (сервис для размещения рекламных объявлений. — Ред.). Такая возможность есть уже сейчас на Amazon для Kindle. Интересно, что в этом случае требуется специальное форматирование и уже есть люди, которые зарабатывают на подготовке текстов для Amazon.
Авторы будут самостоятельно заказывать услуги по редактуре, корректуре, верстке у специализированных агентств в странах с низкой стоимостью труда. Подготовленная профессионалами рукопись будет иметь определенный гриф. Возможно, платформа будет требовать такой подготовки и даже сама представлять такие услуги.
Популярные авторы помимо продаж на родном языке сами будут управлять международными правами, заказывая переводы книг на значимые языки (китайский, испанский, русский, японский), и продавать книги на других языках при помощи той же платформы. По этому же принципу они будут продавать книги в аудиоформате.
Роль издателей сильно изменится и будет заключаться в продвижении книги. Авторы будут платить за услуги издателей либо фиксированный горнорар, либо процент от продаж, либо использовать комбинированную модель. Добавленная ценность издателей значительно снизится и власть перейдет от них к платформе.
Традиционные магазины бумажных книг постепенно будут закрываться или сокращать долю книг в ассортименте. Так, например, если вспомнить музыкальную индустрию, не выдержав конкуренции с iTunes, закрылся знаменитый Virgin Megastore на Таймс-Cквер в Нью-Йорке.
Из-за сокращения тиража книг себестоимость каждого бумажного экземпляра будет расти, и бумажные книги будут покупать только в качестве предметов статусного потребления или украшения квартиры. Так с появлением сигарет не исчезли сигары, а с появлением CD не исчезли виниловые пластинки, но их доля драматично сократилась. И театры не умерли в связи с появлением кино, но кино и театр как бизнес просто невозможно сравнивать. До недавнего времени кино было огромной индустрией, в то время как театры выживали в основном за счет поддержки государства. Правда из-за влияния интернета и индустрия кино стала сильно меняться.
Новая модель будет более эффективна для общества, поскольку позволит решить ряд проблем:
1. Электронные книги дешевле (не больше возвратов из-за ошибок с оценкой тиража, а стоимость дистрибуции и хранения ничтожна).
2. Электронные книги доступнее:
— не будет больше проблемы маленьких городов, в которых нет книжных магазинов,
— бэк-листы издательств, которые раньше бесполезно хранились на серверах, поскольку из-за небольшого спроса не было смысла их печатать, станут доступны читателям.
3. Книги будут экологичнее (не надо больше рубить деревья и разводить краску).
4. Авторы будут зарабатывать больше (значительно больший процент из-за продаж напрямую), и им будет значительно проще опубликовать книгу и сразу получить обратную связь от читателей и критиков.
И только традиционные издатели потеряют свое былое влияние и большие деньги. Произойдет редистрибуция ценности на этом рынке. От издательств и книжных магазинов ценность перейдет к создателям платформы, читателям и авторам.
Вероятно, в России этот переход займет больше времени, но он неизбежен.
Михаил Иванов,
главный редактор издательства
«Манн, Иванов и Фербер».
___________________________________________________
* Михаил Иванов, один из основателей и главный редактор издательства небесполезных и красивых книг «Манн, Иванов и Фербер», слушатель программы Global Executive MBA в IESE Business School, блогер, лауреат, герой статьи в «Википедии»
пятница, 25 декабря 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий